Четверг, 19 мая, 2022

О Зимнем дворце — жемчужине Санкт-Петербурга

Зимнему дворцу, несомненно, удалось прославиться на весь мир и стать одним из наиболее желанных мест для посещения. И подобный факт является вполне понятным. Далее на petersburg-future.

За этим поистине легендарным сооружением закрепился статус символа Петербурга и главной его достопримечательности, а также оно олицетворяет целую эпоху монархического правления.

В своё время Николай Первый даже издал указ, в соответствии с которым ни одно из городских зданий не может быть выше верхней точки дворцового сооружения.

Чтобы в полной мере осознать, какой ценностью наделён Зимний дворец, необходимо углубиться в подробности его истории, корни которой уходят в далёкое восемнадцатое столетие.

Наш материал, со ссылками на biletsofit.ru/, wikiway.com/ мы посвящаем этой петербургской архитектурной жемчужине, которая не перестаёт восхищать и впечатлять.

О первом варианте

На протяжении всей своей истории, Зимнему дворцу суждено было перестраиваться пять раз. Причём, каждый из них был практически кардинальным. 

В наше время этот архитектурный шедевр представлен в последнем варианте. А первый вариант сооружения был представлен деревянным домом, который построил Пётр Первый, и который стал местом проживания для него и его семьи. В 1711-том на смену деревянному терему пришло новое здание в виде большого каменного дома, а процесс строительства был завершён прямо накануне того, как венчались Пётр Великий и будущая императрица Екатерина.

Новая перестройка

В 1716-том Петром Первым было принято решение относительно перестройки и расширения дворца, что и обусловило причину появления второго варианта сооружения.

В 1720-том летняя резиденция была навсегда покинута императорской четой, чтобы начать жить в Зимнем. В этих же стенах прошли последние дни жизни императора.

Новый монарх — новые планы относительно дворцового сооружения

Появление третьего варианта дворцового сооружения произошло вследствие того, что императорский престол заняла Анна Иоанновна. Ею же столица была возвращена в Петербург, который был лишён этого статуса Петром Вторым.

Царской особой было принято решение касательно того, чтобы расположиться в покоях Зимнего дворца, однако лишь после того, как все там было перестроено в соответствии с её личными вкусами. В 1731-вом она начала строить новый дворец и поручила заняться этим зодчему Трезини, который скоро был заменён Растрелли. Именно последний смог угодить Её Величеству и достичь создания роскошных палат, которые полны роскоши.

Что было сделано?

В соответствии с архитекторским проектом, было осуществлено строительство большого придворного театра. Фасадная сторона практически не была изменена, лишь переделали крышу сооружения, которая служила соединением основного здания и пристроенных императорских покоев.

Отныне во всём сооружении залы составляли примерно семьдесят комнат, спальни — сто, а караульные, служебные и подсобные помещения даже сосчитать сложно.

Окончание перестройки наступило в 1735-том, и на протяжении двадцати лет здание выполняло роль монаршей резиденции.

Роскоши мало не бывает

После того, как Анна Иоанновна скончалась, власть перешла к Елизавете, дочери Петра Первого. Она предпочла, чтобы резиденция была наделена ещё большим шиком и богатым убранством. Поэтому она издала указ об отделении комнат, местом расположения которых является Световая галерея, а точнее её южная часть.

Заняться перестройкой дворцового сооружения Её Величество поручила Растрелли, которым был начат строительный процесс новых помещений в гармонии с теми, которые уже существовали.

Предложения зодчего одобрены не были

Но спустя год после того, как были начаты работы, Елизавете Петровне захотелось увеличить высоту Зимнего и зодчий посоветовал произвести перенесение всего комплекса на новое место. Однако подобный совет государыня отклонила, и в 1754-том был издан указ касательно начала строительного процесса там, где был расположен прежний дворец, разобранному на тот момент.

Зодчий не желал уезжать из столицы, и в 1755-том он начал возведение для Её Высочества нового Зимнего, то есть его четвёртого варианта. 

Он являлся временной резиденцией, в то время как шло строительство нового роскошного дворцового сооружения, которое предназначалось дочери Петра Первого. Однако, она его так и не увидела, поэтому в 1762-ром оно было полностью разобрано.

Особая деталь

Пётр Третий продолжил процесс строительства и особой деталью для него была внутренняя отделка. 

Пространство первого этажа было очень схоже с кружевом. Причиной такого эффекта стали арки, количество которых там было более чем достаточным, а галереи, местом расположения которых была центральная часть, имели вид светлых и просторных помещений. С двух сторон галереи были окружены всевозможными служебными и складскими помещениями.

Яркие черты стиля

Местом размещения главных залов стали угловые зоны и две анфилады.

Петром Третьим особая роль была отведена Тронном залу и её отделке, стилем которых выбрали барокко. Его место впоследствии не менялось, однако размеры были увеличены. 

Справедливо отметить, что всему комплексу жилых комнат присуще русское барокко, наделённое роскошью и поразительной красотой. 

Огромные зеркала, золоченые витые рамы, огромные окна, — всё это придавало дворцовому сооружению эффект пространственной бесконечности и особое богатство обстановки. 

Императорское желание

Собственные покои Петру Третьему захотелось расположить рядом с дворцовой площадью, а ряд комнат, которые принадлежали его фаворитке, он расположил прямо под своими, на территории первого этажа.

Жена императора была помещена рядом с Адмиралтейством. Общее количество комнат комплекса составляло полторы тысячи, а их периметр превышал два километра. 

Придворная экспозиция

После того, как Пётр Третий был убит, престол перешёл к Екатерине Второй и во время её правления процесс строительства Зимнего подошёл к концу. Но и она предпочла внести ряд коррективов в сооружение, поэтому она отдала приказ об увеличении дворца, чтобы  он стал более просторным. Это было достигнуто с помощью того, что было пристроено новое здание, представленное Малым Эрмитажем.

Императрицей было принято решение касательно размещения там коллекции с произведениями искусства, а позже была совершена достройка Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра.

Чуть позже произошло создание нового тронного зала, которому впоследствии было дано название Георгиевского.

Дальнейшие события

В 1826-том создали Военную галерею, приуроченную военным действиям 1812-того, а в девятнадцатом столетии возвели новое сооружение, которое известно каждому из нас в виде Эрмитажа. С 1852-го музейное учреждение открыто для экскурсий.

О дворцовом возгорании

Данное сооружение чуть не было уничтожено огнём в 1837-мом вследствие того, что вышла из строя печная труба.

Возгорание тушили на протяжении суток и огненной стихией были уничтожены шедевры живописи и роскошные предметы интерьера.

Весь объём имущества, который смогли спасти, был сложен на дворцовую площадь, там, где находится Александровская колонна.

Реконструкцию дворцового сооружения проводили на протяжении трёх лет. Все работы легли на плечи Стасова и Брюллова, которые смогли добиться восстановления большей части дворца и сохранения первозданного непревзойденного стиля.

Начало конца

Когда был убит Александр Второй, было принято решение относительно того, чтобы перенести императорскую резиденцию на территорию Гатчины и только, когда престол перешёл к Николаю Второму, монаршая семья вновь переехала в Зимний и осталась там до того, как началась революция 1905-1907-х.

Так сложилось, что с того времени, императорская резиденция больше не увидит представителей царской династии и никогда не станет их домом.

В 1918-том в Зимнем расположили Революционный музей, что привело ко внутренним изменениям обстановки. В то же время уничтожили Романовскую галерею, которая была местом размещения портретов всех представителей царской семьи. 

В Гербовом зале демонстрировали театральные постановки, а Николаевский стал местом, где снимали кино. 

В 1922-ром комплекс передали в пользу государства, и обосновали там Эрмитаж, посещение которого нам доступно.

Немного о дворцовых залах

Безусловно, им можно посвятить отдельный рассказ, потому что каждый из них по-своему уникален, и представляет отдельную тематику, направленность декора, а также стиль. Именно вследствие этого, возникает ощущение яркой палитры удивительных красок, которые присущи тому или иному помещению.

Однако, мы решили провести краткий экскурс по дворцовым помещениям, и остановиться на тех, которые являются самыми известными.

Нижнему этажу не удалось завоевать такую популярность, как второму, но и там каждый зал переполнен уникальными экспонатами, которые добыли археологи.

Так, в бывших апартаментах, которые принадлежали дочерям императора Николая Первого находится археологическая коллекция, — там можно увидеть экспонаты эпох, представленных палеолитом, неолитом и ранней бронзой.

А в простых помещениях, которые не отличаются особенным декором, расположили ряд скифских археологических коллекций с оружием, керамикой и украшениями.

Бывшая гауптвахта теперь является местом расположения залов, посвящённых искусству алтайской и других сибирских народностей.

В крыле, где представлена Средняя Азия, можно увидеть уникальную настенную роспись, предметы серебра, ряд каменных изваяний и множество тканей.

Второй этаж известен наличием знаменитого помещения в виде Большого тронного, или Георгиевского зала. Отделка там сделана из каррарского мрамора, паркетное покрытие создано из шестнадцати пород дерева, колонны покрывает бронзовая позолота, и все это дополняет большое количество зеркал и мощных светильников.

Военная галерея хранит больше трёхсот портретов, на которых изображены российские генералы.

В Малом тронном зале декор представлен в виде бордового лионского бархата и золотых рельефов.

В белом Фельдмаршальском зале находится коллекция западноевропейских фарфоровых изделий и скульптур.

В Аванзале можно увидеть французскую ротонду, которую украшают восемь малахитовых колонн, которые служат опорой для бронзового позолоченного купола.

Помещению Арабского зала присущ греческий декор.

Ротондой является помещение в виде просторного круглого зала с рядом прямоугольных и круглых коринфских колонн.

Говоря о личных императорских покоях, можно смело утверждать, что каждое из этих помещений является истинным шедевром.

Так, малахитовая гостиная украшена изумрудно-зелеными вазами, колоннами и камином. Всё это дополнено богато орнаментированным полом и резным потолком.

А в императорской курительной комнате впечатляет восточная пышность и яркие краски. 

Помещение третьего этажа посвящено ближневосточному, византийскому, индийскому, китайскому, японскому искусству.

В реалиях сегодняшнего дня дворцовое сооружение значительно отличается от других городских архитектурных объектов, а его красота и размеры просто впечатляют. 

Внешне он похож на огромный квадрат, который имеет размеры, достигающие сто тридцать семь на сто шесть метров. Также отдельного внимания заслуживает большой и просторный внутренний двор.

Дворцу удалось подчеркнуть городскую индивидуальность и дополнить общий архитектурный ансамбль. Ну, и конечно, это здание — прямое доказательств того величия, которым были наделены российские императоры.

Зимнему дворцу суждено было повидать многое, через многое пройти и стать настоящей сокровищницей тайн. 

Это историческое достояние стоит беречь, чтобы будущие поколения могли также ощутить на себе всю мощь и величество этого уникального строения, а также испытать чувство гордости за свою Родину и её удивительную историю.

Latest Posts