Четверг, 19 мая, 2022

Тайны питерского «масонского особняка» и его скрытых символов

История Петербурга хранит множество секретов, разгадка которых представляет собой самое заветное желание историков, археологов и искусствоведов. Практически все петербургские здания являются свидетелями того или иного исторического события, имеющего значение не только для города, но и для страны, в целом. Далее на petersburg-future.

В наше время по старинным сооружениям можно легко изучать определённую эпоху, знакомясь с манерой тогдашнего строительства, предметами быта, декором, архитектурными стилями и прочими элементами, которые присущи именно конкретному периоду. Благодаря таким строением, нередко, можно узнать и о людях, которые когда-то там проживали и оставили неизгладимый след во внешнем и внутреннем облике здания.

У дома, о котором мы хотим вам рассказать, много названий, —  от «масонского особняка» до «дома-ларца» и «кирпичного замка».

Шретерский дом, местом расположения которого является Санкт-Петербургская набережная Мойки, является знаковым местом. Это сооружение как-будто перенесено из старинной европейской улочки. Кем оно было построено и что означает масонскую символику, представленную лепными изображениями (треугольников и циркулей), на фасадной части здания?

С этим связано немало тайн, и об этом мы и расскажем в нашем материале, со ссылкой на Культурология РФ.

Тот, кто занимался строительством

Шретера знают, как зодчего, которым были созданы известные строения в различных российских городах и за их пределами. Он считается одним из «отцов» такого стиля, как модерн, который предвосхитил распространенный в прошлом столетии стиль, а также он внедрял новый, для российского государства, способ облицовки сооружений обожжёнными кирпичами и натуральными камнями. Этому способу было дано название «кирпичного стиля».

Изначальное назначение

Начало проектирования упомянутого особняка было начато зодчим Шретером в сорока девятилетнем возрасте. В это время он уже был отцом восьмерых детей, и сооружение он строил для того, чтобы жить там со своей семьёй. Строительные работы подошли к концу в 1891-вом.

Архитектурные элементы

Сооружение асимметричной формы, выполненное в готическом стиле, крыша которого напоминает старинное замковое строение, а разные размеры и формы окон вызывали у Шретера воспоминания о старых европейских городах, архитектура которых его по-настоящему восхищала. Этим сооружением чётко передано понятие «родового гнезда».

Кроме деталей, представленных готическими чертами, рядом с домом можно отметить наличие признаков такого стиля, как неоренессанс. 

Особое внимание следует уделить угловому эркеру, которые очень схож с башенкой, ажурным кованым элементам и высокому готическому фронтону.

Детали облицовки

Облицовка преимущественной части сооружения была проведена с помощью кирпича и только фрагментами проходит штукатурка (по большей мере, для декора). Кроме того, для облицовки использовали керамику.

Тайной символики не существует

К слову, несмотря на то, что Шретер был наделен европейским происхождением, знаки, местом расположения которых является фасадная часть (в области небольшого балкона), и которые можно посчитать масонскими, в действительности ее имеет отношение ни к каким «тайным символам». 

Просто зодчему пришла идея относительно изображения обычных рабочих предметов, которые используются в работе архитекторами.

Внутренняя отделка

В то время, когда это сооружение служило домом для зодчего и его семьи, окна были украшены посредством цветных стёкол и витражей, которые ещё сильнее придавали особняку схожесть со сказочным замком.

Во внутренней части, не только блики и витражи, но также красивый интерьер, роскошная лестница из мрамора и невероятные лепные узоры вызывали настоящий эстетический восторг. Местом расположения рабочего кабинета зодчего была домовая угловая часть на территории первого этажа, где им также была обустроена чертёжная комната. Там же можно было увидеть столовую, а по винтовой лестницы у домочадцев и гостей была возможность попасть в зону сада, и других помещений.

Второму этажу суждено было состоять из ещё более шикарных интерьеров. А на верхняя мансарда была обустроена значительно скромнее.

В общем, здание отличалось уютом, красотой и удобством. Так, водяное отопление увлажняло и воздух. Это было настоящей диковинкой. 

Ещё одна идея

Позже зодчему пришла идея о строительстве рядом со своим домом ещё двух, которые были доходными. 

Участок также был местом расположения построек хозяйственного назначения, в частности, ледника, экипажного помещения, конюшни и коровника.

Послереволюционное время

В послереволюционный период Шретерский особняк национализировали и он стал местом расположения коммунальных квартир, где проживали советские граждане.

В двадцать первом столетии, а именно в двухтысячных, дом стал частной собственностью.

Конечно, Петербург наделен и другими, не менее интересными особняками, которые трудно не заметить и не обратить на них внимание. И конечно, северная столица полна зданий, которым присущи стили, относящиеся к самым разным культурам.

Однако тот, о котором мы рассказали выше, бесспорно обладает истинным шармом и привлекательностью, которые превращают его в настоящую архитектурную жемчужину, красота которого не имеет срока давности и будет цениться всегда.

Фото: Культурология РФ

Latest Posts